Версия для слабовидящих a- A+

Психоневрологический интернат 22

8 (977) 965-54-27, 8 (499) 160-16-68
Главная / Служба Психологической Поддержки / Разработка индивидуальных реабилитационных планов

Разработка индивидуальных реабилитационных планов

       Основным интегрирующим документом, отражающим комплексную картину проводимых реабилитационных мероприятий и психосоциального сопровождения в ГБУ ПНИ №22 является «Психосоциальная реабилитационная карта» (далее ПРК).

       Методологическая основа данного документа базируется на основных положениях, законах и нормативных актах в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов

       Структурно ПРК включает в себя 4 раздела, состоящие из основных клинико-демографических, социально-средовых и социально-бытовых характеристик и статусов проживающего, психодиагностического и реабилитационного блока, а также раздела суммирующего все отслеживаемые характеристики и интегративного заключения о качественных результатах реабилитационного процесса.

       Технология ведения карты состоит из поэтапного заполнения имеющихся блоков ответственным за ведение данного документа специалистом (наиболее оптимально данную функцию возложить на психолога/медицинского психолога).

       ПРК дополняется информацией о проводимых реабилитационных мероприятиях другими профильными специалистами (педагогами, воспитателями, трудинспекторами, инструкторами по физической культуре и др.) в хронологической последовательности, контрольными (этапными) диагностическими обследованиями и финального аналитического этапа — формулирования заключения и интегрального (количественно-качественного) показателя эффективности проведенной реабилитации с указанием объема оказываемых услуг, ведущих реабилитационных факторов и степени их эффективности.

       Также материалы единой психосоциальной реабилитационной карты позволяют мониторировать содержание деятельности специалистов психосоциального профиля, оценивать загруженность, вклад каждого профильного специалиста и, в целом, объем оказываемых инвалиду психосоциальных услуг.

Этап 1. Создание именной ПРК на проживающего в интернате больного (либо в момент его поступления), в которой заполняется 1 раздел «Общие сведения». Данная часть содержит основные клинико-демографические и социально-средовые, социально-бытовые параметры и позволяет специалистам, непосредственно участвующим в реабилитационном процессе.

Этап 2. Отправной точкой в определении потребности и видов реабилитации является психодиагностическая оценка (проводимая медицинским психологом) реабилитационного потенциала (сохранности психических функций) и реабилитационного прогноза. На основании психологического заключения больному (с учетом имеющихся ресурсов реабилитационной среды) рекомендуются те или иные виды реабилитационных мероприятий, составляющих персональную реабилитационную программу.

Этап 3. Заполнение 3 раздела «Реабилитационный блок» начинается с выписки из ИПР больного данных о степени выраженности ограничений жизнедеятельности по оценке учреждения МСЭ и заполняется с обязательным указанием даты разработки ИПР, а также, на какой период (либо бессрочно) разработана программа реабилитации. Далее по результатам первичной психодиагностики и наблюдения за больным в стационаре заполняется таблица, отражающая степень выраженности ограничений психологических характеристик, (операциональных, эмоционально-волевых, личностных), формирующих способность (либо ограничения) к осуществлению основных сфер жизнедеятельности с формулировкой степени сохранности реабилитационного потенциала, реабилитационного прогноза и тех психологических и социально-психологических параметров, за счет которых возможно достижение полной либо частичной компенсации инвалидизирующих факторов (функциональных, личностных и средовых).

       В подразделе «Рекомендации по реализации реабилитационных мероприятий» указывается получаемое больным лечение и имеющиеся противопоказания (по материалам истории болезни и ИПР, выдаваемой учреждением МСЭ), что важно при рекомендации конкретных видов реабилитации (психологической, психолого-педагогической, социокультурной, трудовой, а также физкультурно-оздоровительной) и формирования конкретного индивидуального плана реабилитационных мероприятий.

       Также отмечается степень мотивационной (личностной) готовности больного к участию в реабилитационном процессе.

       В бланковой форме отражается вид реабилитации (например, психологическая), прописываются конкретные мероприятия (например, коррекционно-воспитательные индивидуальные беседы), периодичность их проведения (например, 1 раз в неделю), продолжительность (например, в течение года) и ответственный за исполнение специалист (например, психолог). Аналогично прописываются конкретные реабилитационные мероприятия по каждому виду реабилитации (социокультурной, трудовой, спортивной) в виде утвержденных в учреждении реабилитационных программ в соответствии с деятельностью профильных специалистов (воспитателей, трудинспекторов, инструкторов по физической культуре и спорту и др.)

      Копии индивидуального реабилитационного плана раздаются специалистам (исполнителям), ответственным за их проведение, сводный план (с указанием реабилитационных программ по всем реабилитационным направлениям) находится в ПРК для дальнейшего контроля междисциплинарной реализации психосоциального сопровождения больных.

      Контроль над проведением запланированных реабилитационных мероприятий производится через обратную связь посредством вкладыша «Перечень выполненных реабилитационных мероприятий, осуществляемых специалистом (психологом, медицинским психологом, воспитателем (педагогом), воспитателем (по физической культуре и спорту), инспектором по трудовой деятельности и др.)». Заполняется данный перечень непосредственно исполнителем нарастающим итогом с указанием даты проведения, вида реабилитации, используемой (Утвержденной в учреждении программы), с дублирующей записью в журнале выполняемых работ. Далее, на конец месяца, (например, на «30» число) перечень сдается для внесения в ПРК с целью анализа проведенных за месяц мероприятий по каждому больному и планового обсуждения специфики реабилитационного процесса на сводном совещании, где под руководством заместителя директора по лечебной части докладываются и обсуждаются достигнутые этапные результаты всеми занятыми в реабилитации специалистами и врачами.

 

       Необходимо отметить, что для психоневрологических больных, постоянно проживающих в специализированных интернатах, прогнозирование достижения положительных динамических результатов на уровне функциональных (и даже мотивационно-личностных) может быть неоправданно нереалистичным. В то время как усилия по развитию всех направлений в области создания доступной реабилитирующей среды и способов активного вовлечения больных участвовать в социокультурной, трудовой и спортивной жизни интерната наиболее оправданы, должны приветствоваться и поощряться, так как именно эти факторы и обеспечивают социальную интеграцию данной категории больных.