___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Кодекс
этики и служебного поведения
сотрудников ГБУ Социальный дом "Лосиноостровский"
1. Общие положения
1.1. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников ГБУ Социальный дом "Лосиноостровский" (далее – Кодекс) разработан в соответствии с Приложением к Приказу Минтруда России от 31 декабря 2013 г. № 792, положениями Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (постановление № 19-10 от 26 марта 2002 г.), Международной декларации этических принципов социальной работы (принята Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г.), Международными этическими стандартами социальной работы (приняты Международной федерацией социальных работников 8 июля 1994 г.), Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», Национальными стандартами Российской Федерации о социальном обслуживании населения и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, рекомендациями Международной федерации социальных работников, а также основан на общепринятых нравственных принципах и нормах российского общества и государства.
1.2. Кодекс представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться сотрудникам Государственного бюджетного учреждения города Москвы Дом социального обслуживания "Лосиноостровский" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – Учреждение).
1.3. Гражданин Российской Федерации, поступающий на работу в Учреждение, обязан ознакомиться с положениями Кодекса и соблюдать их в процессе своей трудовой деятельности.
1.4. Каждый сотрудник Учреждения должен следовать положениям Кодекса, а каждый гражданин Российской Федерации вправе ожидать от сотрудника Учреждения поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями Кодекса.
1.5. Целью Кодекса является установление этических норм и правил служебного поведения сотрудников Учреждения для повышения эффективности выполнения ими своей профессиональной деятельности, обеспечение единых норм поведения сотрудников Учреждения, а также содействие укреплению авторитета сотрудников Учреждения, повышению доверия граждан к учреждениям и органам социального обслуживания Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
1.6. Кодекс:
а) служит основой для формирования должной морали в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, уважительного отношения к учреждениям и органам социального обслуживания Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы;
б) выступает инструментом регулирования и формирования общественного сознания и нравственности сотрудников Учреждения.
1.7. Знание и соблюдение сотрудником Учреждения положений Кодекса является одним из приоритетных критериев оценки качества его профессиональной деятельности и служебного поведения.
2. Основные принципы и правила служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться сотрудникам Учреждения
2.1. Основные принципы служебного поведения сотрудников Учреждения являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с осуществлением ими профессиональных должностных обязанностей в социальной сфере.
2.2. Сотрудники Учреждения, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы по предоставлению населению мер социальной поддержки и оказанию социальных услуг;
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности сотрудника Учреждения;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Учреждения;
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и учреждениям, противодействовать и не подчиняться не отвечающим интересам получателей социальных услуг влиянию отдельных должностных лиц и административному давлению;
д) соблюдать социальную справедливость и равноправно распределять социальные ресурсы с целью расширения возможностей их предоставления нуждающимся в поддержке получателей социальных услуг;
е) обеспечивать безопасность оказываемых социальных услуг для жизни и здоровья получателей социальных услуг;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на служебную деятельность решений политических партий и иных общественных объединений;
и) соблюдать нормы служебной и профессиональной этики, правила делового поведения и общения;
к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям граждан различных национальностей и народностей России, учитывать их культурные особенности, вероисповедание, способствовать сохранению самобытности;
м) защищать и поддерживать человеческое достоинство получателей социальных услуг Учреждения, учитывать их индивидуальность, интересы и социальные потребности на основе построения толерантных отношений с ними;
н) уважать права получателей социальных услуг Учреждения, гарантировать им непосредственное участие в процессе принятия решений на основе предоставления полной информации, касающейся конкретного получателя социальных услуг в конкретной ситуации;
о) соблюдать конфиденциальность информации о получателе социальных услуг Учреждения, касающейся условий его жизнедеятельности, личных качеств и проблем, принимать меры для обеспечения нераспространения полученных сведений доверительного характера;
п) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении должностных обязанностей сотрудника Учреждения, а также не допускать конфликтных ситуаций, способных дискредитировать его деятельность;
р) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при решении вопросов личного характера;
с) соблюдать установленные в Учреждении правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
т) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе Учреждения, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;
у) нести личную ответственность за результаты своей деятельности;
ф) стимулировать участие добровольцев, прежде всего из числа молодежи, в деятельности Учреждения по предоставлению получателям социальных услуг необходимых социальных услуг.
2.3. Сотрудники Учреждения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам социального обслуживания, нормативные правовые акты города Москвы, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, а также другие акты, принятые в Учреждении.
2.4. Сотрудники Учреждения несут ответственность перед получателями социальных услуг Учреждения и перед обществом за результаты своей деятельности.
2.5. Сотрудники Учреждения обязаны противостоять проявлениям коррупции и предпринимать меры по ее профилактике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.
2.6. Сотрудники Учреждения, осуществляющие взаимодействие с сотрудниками других органов и учреждений исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны быть для них образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию в городе Москве благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
2.7. Сотрудники Учреждения, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к остальным сотрудникам подразделений Учреждения, призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения подчиненных сотрудников к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.
2.8. Сотрудники Учреждения, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к остальным сотрудникам подразделений Учреждения, должны принимать меры к тому, чтобы своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
2.9. Сотрудники Учреждения, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к остальным сотрудникам подразделений Учреждения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за действия или бездействия подчиненных сотрудников, нарушающих принципы этики и правила служебного поведения, если они не приняли мер, чтобы не допустить таких действий или бездействий.
3. Этические правила служебного поведения сотрудников Учреждения
3.1. В служебном поведении сотруднику Учреждения необходимо исходить из конституционных положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени.
3.2. В служебном поведении сотрудника Учреждения недопустимы:
а) любого вида высказывания и действия дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубость, пренебрежительный тон, заносчивость, предвзятые замечания, предъявление неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение;
г) курение в служебных помещениях, во время служебных совещаний, бесед, или во время иного служебного общения с гражданами.
3.3. Сотрудники Учреждения призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.
3.4. Сотрудники Учреждения должны быть вежливыми, доброжелательными, корректными, внимательными и проявлять толерантность в общении с гражданами и коллегами.
3.5. Внешний вид сотрудника Учреждения при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий работы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважению граждан к государственным органам и органам местного самоуправления, учреждениям стационарного социального обслуживания, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличает официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность.
4. Ответственность за нарушение Кодекса
4.1. Нарушение сотрудником Учреждения положений Кодекса подлежит анализу и при подтверждении факта нарушения – моральному осуждению, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, нарушение положений Кодекса влечет применение к сотруднику Учреждения мер юридической ответственности.
4.2. Соблюдение сотрудником Учреждения положений Кодекса учитывается при проведении аттестаций, формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности.
4.3. Нарушение сотрудником Учреждения положений Кодекса подлежит осуждению на заседании Комиссии по этике, служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия).
4.4. Комиссия во взаимодействии с администрацией Учреждения обсуждает факты несоблюдения требований к служебному поведению сотрудника Учреждения, нарушения положений Кодекса, вносит предложения по защите прав и интересов получателей социальных услуг Учреждения, а при необходимости о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания и предложения по снижению дополнительного премирования.
4.5. Решения Комиссии учитываются при проведении аттестации, продвижения по службе и поощрениях соответствующего сотрудника.
Положение о деятельности Комиссии по этике, служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
1. Общие положения
1.1. Комиссия по этике, служебному поведению и урегулированию конфликта интересов Государственного бюджетного учреждения Дом социального обслуживания "Лосиноостровский" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – Комиссия) создается с целью рассмотрения вопросов, связанных с нарушением принципов и положений Кодекса этики и служебного поведения сотрудников ГБУ Социальный дом "Лосиноостровский" (далее – Кодекс), урегулированием конфликта интересов сотрудников Государственного бюджетного учреждения Дом социального обслуживания "Лосиноостровский" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (далее – Учреждение).
1.2. Основной задачей Комиссии является предотвращение или урегулирование нарушений принципов и положений Кодекса, конфликта интересов сотрудников Учреждения, способных привести к причинению вреда сотрудникам или получателям социальных услуг Учреждения.
1.3. Настоящим Положением определяется порядок формирования и деятельности Комиссии.
1.4. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами города Москвы и настоящим Положением.
2. Порядок образования Комиссии и ее состав
2.1. Состав Комиссии формируется таким образов, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые Комиссией решения.
2.2. В состав Комиссии входят Председатель Комиссии, ответственный секретарь и остальные члены Комиссии.
2.3. Директор Учреждения является Председателем Комиссии, остальные члены Комиссии назначаются ее Председателем. В случае необходимости в состав Комиссии может быть введен независимый эксперт.
2.4. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.
2.5. В заседаниях Комиссии с правом совещательного голоса может участвовать непосредственный руководитель сотрудника Учреждения, в отношении которого рассматривается вопрос о соблюдении требований принципов и положений Кодекса и урегулирования конфликта интересов.
3. Порядок работы Комиссии
3.1. Основанием для проведения заседания Комиссии является:
а) информация о нарушении сотрудником Учреждения требований, предусмотренных должностной инструкцией, а также принципов и положений Кодекса;
б) информация о наличии у сотрудника Учреждения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к нарушениям принципов и положений Кодекса и конфликту интересов.
3.2. Информация, указанная в пункте 3.1. настоящего Положения, должна быть представлена Комиссии в письменном виде и содержать следующие сведения:
а) фамилия, имя, отчество и должность сотрудника Учреждения;
б) описание нарушения сотрудником Учреждения принципов и положений Кодекса или наличия признаков личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
в) данные об источнике информации.
3.3. В Комиссию могут быть представлены материалы. Подтверждающие факт нарушения сотрудником Учреждения принципов и положений Кодекса или наличия у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
3.4. В случае поступления в Комиссию информации, указанной в пункте 3.1. настоящего Положения, ответственный секретарь Комиссии немедленно информирует об этом Председателя Комиссии в целях принятия им мер по недопущению нарушения принципов и положений Кодекса или предотвращению конфликта интересов.
3.5. Комиссия не рассматривает сообщения о фактах нарушения принципов и положений Кодекса или имеющейся личной заинтересованности сотрудника Учреждения, которая приводит или может привести к конфликту интересов, носящих анонимный характер.
3.6. Председатель Комиссии выносит решение о проведении проверки информации и материалов, указанных в пунктах 3.1. и 3.2. настоящего Положения.
3.7. Проверка информации и материалов осуществляется в срок, не превышающий недельный со дня принятия решения о ее проведении.
3.8. Дата, время и место заседания Комиссии устанавливаются Председателем Комиссии после сбора материалов, подтверждающих либо опровергающих информацию, указанную в пункте 3.1. настоящего Положения.
3.9. Ответственный секретарь обеспечивает решение организационных вопросов, связанных с подготовкой заседания Комиссии, а также извещает членов о дате, времени и месте заседания, о вопросах, включенных в повестку дня.
3.10. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов Комиссии.
3.11. При возможном возникновении конфликта интересов у членов Комиссии в связи с рассмотрением вопроса, включенного в повестку заседания Комиссии, они обязаны до начала заседания заявить об этом. В подобном случае, соответствующий член Комиссии не принимает участие в рассмотрении указанного вопроса.
3.12. Заседание Комиссии проводится в присутствии сотрудника Учреждения, участвующего в нарушении принципов и положений Кодекса и возникновения конфликта интересов. Заседание Комиссии переносится, если сотрудник Учреждения не может присутствовать на заседании Комиссии по уважительной причине.
3.13. На заседании Комиссии заслушиваются пояснения сотрудника Учреждения, рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку заседания. Комиссия вправе пригласить на свое заседание иных лиц и заслушать их пояснения.
3.14. Члены Комиссии и лица, участвующие в ее заседании, не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы Комиссии.
4. Порядок принятия и оформления решений Комиссией
4.1. По итогам рассмотрения информации, указной в пункте 3.1. настоящего Положения, Комиссия может принять одно из следующих решений:
а) установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения принципов и положений Кодекса или имеющейся личной заинтересованности сотрудника Учреждения, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
б) установить факт нарушения принципов и положений Кодекса или наличия личной заинтересованности сотрудника Учреждения, которая приводит или может привести к конфликту интересов. В данном случае предлагаются рекомендации, направленные на предотвращение или урегулирование установленного факта.
4.2. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов, присутствующих на заседании членов Комиссии.
4.3. Решения Комиссии оформляются протоколами, которые подписывают члены Комиссии, принявшие участие в ее заседании. Решения Комиссии носят рекомендательный характер.
4.4. В решении Комиссии указывается:
- фамилия, имя, отчество, должность сотрудника Учреждения, в отношении которого рассматривается вопрос о нарушении принципов и положений Кодекса или наличия личной заинтересованности сотрудника Учреждения, которая приводит или может привести к конфликту интересов;
- источник информации, ставшей основанием для проведения заседания Комиссии;
- дата поступления информации в Комиссию и дата ее рассмотрения на заседании Комиссии, содержание поступившей информации;
- фамилии, имена, отчества членов Комиссии и других лиц, присутствующих на заседании;
- содержание принятого решение и его обоснование;
- результаты голосования.
4.5. Член Комиссии, не согласный с ее решением, вправе в письменном виде изложить свое мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания Комиссии.
4.6. Решение Комиссии в течении трех дней со дня его принятия направляется сотруднику Учреждения и другим заинтересованным лицам.
4.7. По результатам рассмотрения предложений, указанных в решении Комиссии, директор Учреждения принимает меры по предотвращению или урегулированию случаев нарушений принципов и положений Кодекса, конфликта интересов в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
4.8. В случае установления Комиссией обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков дисциплинарного проступка в действиях (бездействии) сотрудника Учреждения, в том числе в случае неиспользования им обязанности, сообщить руководителю подразделения или директору Учреждения о наличии личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, а также в случае непринятия сотрудником Учреждения мер по предотвращению такого конфликта, директор Учреждения, после получения от Комиссии соответствующей информации может привлечь сотрудника Учреждения к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренным трудовым законодательством.