Версия для слабовидящих a- A+

Психоневрологический интернат 22

8 (977) 965-54-27, 8 (499) 160-16-68
Главная / Библиотека публикаций / Чеботков Анатолий Алексеевич

Медико-социально-психологическая помощь пожилым людям в период адаптации и реабилитации

Заслуженный врач РФ кандидат медицинских наук 
Чеботков Анатолий Алексеевич

Медико-социально-психологическая помощь пожилым людям
в период адаптации и реабилитации

        А.А. Чеботков – Заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук.
        Е.В. Морозова – кандидат психологических наук, медицинский психолог высшей категории.

       Общеизвестно, что, начиная с 80-тых годов прошлого столетия, произошли выраженные демографические сдвиги в сторону заметного постарения населения нашей страны. Неизбежным следствием этого явления стало увеличение числа лиц пожилого и старческого возраста с нарастанием заболеваний, сопутствующих ему, в том числе и психических.        

       Статистика показывает, что свыше 45%  психически больных пожилого и престарелого возраста нуждаются в размещении в стационарных учреждениях системы социальной защиты населения. Этот факт неизбежно ставит  перед сотрудниками интерната задачи, связанные с организацией рационального ухода и обслуживания данного контингента инвалидов, с решением вопросов адаптационного и реабилитационного характера.

        Весь персонал интерната направляет свои усилия на достижение целей по устранению адаптационного стресса у новичков, нормализацию отношений с другими проживающими, созданию новых социальных связей и полноценного взаимного общения.

        В процессе стационарного наблюдения за проживающими, медицинский персонал изучает клинические, индивидуальные, личностные и возрастные особенности каждого человека с участием широкого круга специалистов: психиатра, невролога, терапевта, психолога, воспитателя, инструктора по трудотерапии и ЛФК, - с целью определения выраженности дефекта, степени функциональных возможностей, личностных установок и предпочтений.  Это все делается для того, чтобы создать микросоциальную среду для обеспечиваемых  на многие годы их совместного проживания.

        Роль психолога в этих условиях сводится к  выявлению и развитию у проживающих следующих личностных особенностей:

а) совместимость в коллективе;
б) предпочтительность во взаимоотношениях;
в) наличие стремления к взаимному обогащению;
г) выработке новых социальных и психологических связей в процессе общения, для  успешной адаптации и реабилитации.

       Психолог, используя индивидуальный подход к каждому проживающему, должен подобрать из многообразия форм и методов психологической работы только присущий данному проживающему рецепт коллективного характера взаимоотношений. Но прежде, чем дать рекомендации по возможной реабилитации, психолог и врачи должны разработать поливариантный прогноз реабилитации на основе функционального диагноза с учетом имеющегося психосоматического дефекта обследуемого.

        Как показывает опыт, наибольшая эффективность лечебных и трудовых процессов была достигнута в тех случаях, когда в микросоциуме определялся лидер, в структуре личности которого имелись такие черты характера, как стремление к коллективному общению и познавательный интерес.

        С этой целью нами был проведен анализ проживающего контингента по результатам анкетирования, по выявлению личностных особенностей, способности к адаптации и расположенности к индивидуальному или коллективному труду или творчеству, а используя разнообразие форм и методов психологической работы  с проживающими, мы наметили пути их реабилитации.

        Цель нашего исследования:

  1. Создание психологического комфорта для проживающих в адаптационный период.
  2. Формирование приемлемой жизнедеятельности в специфической среде интерната и приобщение проживающих к “реабилитационной терапии.”
  3. Оказание психологической помощи родственникам проживающего в осознании и понимании происходящего (разъяснение симптомов и природы болезни, возможность обсуждения процесса умирания).

         Все проживающие в нашем интернате являются инвалидами  I и II группы: I – 107 человек (19,5%), II – 438 человек (80,0 %), 3 человека - не имеют инвалидности  (0,5%), из них: недееспособных – 239 человек (43,6%) и дееспособных – 309 человек (56,4%). 

Группы инвалидности

Мужчин

(человек), %

Женщин

(человек), %

Всего

(человек), %

I группа

70 (12,7)

37 (6,8)

107 (19,5)

II группа

293 (53,5)

145 26,5)

438 (80,0)

 По полу проживающие распределились так: мужчин - 364   человека (66,4 %),  женщин – 184 человека (33,6 %).

Возраст проживающих распределился следующим образом: 

Возраст

проживающих (лет)

Мужчин

(человек), %

Женщин

(человек), %

ВСЕГО

(человек), %

18-35

52 (9,5)

16 (2,9)

68 (12,4)

36-55

142 (25,9)

52 (9,5)

194 (35,4)

56-59

42 (7,6)

21 (3,8)

63 (11,4)

60-74

114 (20,8)

70 (12,7)

184 (33,5)

75-79

9 (1,6)

15 (2,7)

24 (4,3)

80-89

5 (0,9)

10 (1,8)

15 (2,7)

ВСЕО:

364 (66,4)

184 (33,6)

548 (100)

        Из приведенных данных видно, что лиц мужского пола в интернате  больше на 32,8% чем женского, а лица пожилого возраста  (старше 60 лет),  составляют  40,5 %.

        По степени выраженности интеллектуального дефекта весь контингент проживающих  распределился  таким образом:

               - легкий – 8  человек (1,6 %),
               - выраженный - 53 человека (9,6%),
               - тяжелый - 257 человек (46,9%),
               - глубокий - 230  человек (41,9%).

По виду и способу транспортабельности: 

Транспортабельность

Мужчин

(человек), %

Женщин

(человек), %

Всего

(человек), %

-ходят самостоятельно

294 (53,6)

69 (12,6)

363 (66,2)

-лежачие (из них):

70 (12,8)

115 (21,0)

185 (33,8)

-колясочники

18 (15,7)

8 (7,0)

26 (22,7)

          По нозологической принадлежности проживающие интерната распределились следующим образом:      

Нозологические формы

Мужчины

(человек), %

Женщины

(человек), %

ВСЕГО

(человек), %

Всего имеют психические заболевания:

364(66,4)

184 (33,6)

548 (100)

-шизофрения

206 (37,7)

110 (20,0)

316 (57,7)

-эпилепсия

6 (1,1)

9 (1,7)

15 (2,8)

-олигофрения в степени дебильности

26 (4,7)

10 (1,8)

36 (6,5)

-олигофрения в степени имбецильности и      идиотии

33 (6,0)

13 (2,4)

46 (8,4)

-органическое поражение ЦНС

93 (16,9)

42 (7,7)

135 (24,6)

         В зависимости от устойчивости или преобладания процессов возбуждения и торможения нейродинамики коры головного мозга, все разнообразие аффективных, эмоционально-волевых, апатических или дисфорических расстройств у проживающих интерната можно  схематически представить следующим образом:

а) устойчивый или уравновешенный тип - 74 человека (13,5%),
б) с преобладанием процессов возбуждения (гипертимный тип) - 189       человек (34,5 %),
в) с преобладанием процессов торможения - 98  человек (17,9 %),
г) сложный тип (сочетание выраженного интеллектуального дефекта с наличием различных невротических расстройств) - 105     человек (19,1%),
д) психопатоподобный тип (выраженные поведенческие расстройства в структуре олигофренического, шизофренического и органического дефекта личности) -  82 человека (15,0 %).

                В нашем интернате, по заключению врача, рекомендовано заниматься трудовой реабилитационной деятельностью 61 проживающему. Все они инвалиды II группы, дееспособные. Возрастной ценз: от 30 до 60 лет.

       При проведении анкетирования по выявлению хобби, пристрастия и предпочтения проживающих, их интересы выразились следующим образом: 

п/п

Наименование

мероприятия

Количество

человек

%

1

-прослушивание музыки

472*

86,1

2

-коллективные игры  или (совместная работа, чтение)

291*

53,1

3

-индивидуальное творчество (вязание, вышивание, рисование, чтение)

166*

30,3

4

-нет предпочтений

176

32,1

     * - проживающие, высказавшие несколько предпочтений          

По нозологическим формам эта группа представлена следующим образом:          

Нозологические формы

Мужчины

(человек), %

Женщины

(человек), %

ВСЕГО

(человек), %

-шизофрения

12(19,7)

11(18,0)

23(37,7)

-эпилепсия

2(3,3)

-

2(3,3)

-олигофрения в степени дебильности

12(19,7)

2(3.3)

14(23,0)

-органическое поражение ЦНС

18(29,5)

4(6,5)

22(36,0)

ВСЕГО:

44(72,2)

17(27,8)

61(100)

          По полученным результатам обследования проживающих, психологом были подобраны разнообразные психотерапевтические методики, с учетом контингента интерната, такие как арттерапия, ароматерапия и цветотерапия. Остановимся более подробно на каждой из этих методик.

         Арттерапия – это лечение и коррекция состояния изобразительным искусством. Она включает в себя такие направления,  как рисуночная терапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцтерапия, кинотерапия и куклотерапия. Арттерапия работает с продуктами творчества самого проживающего (рисунки, вышивки, лепка) и с уже готовыми произведениями (коллекционирование рисунков, картин, книг, кассет с фильмами). Арттерапия показана в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, при трудностях в общении, замкнутости и стеснительности.

          При рисуночной терапии, раскрывается внутреннее настроение человека, его чувства. Рисунок помогают абстрагироваться от рутинных повседневных мыслей и дел, а выбор цветовой гаммы – полнее и глубже осознать окружающий и раскрыть внутренний мир автора.  

           Библиотерапия – направлена на улучшение состояния читателя, способствует его духовному росту, обогащения словарного запаса, улучшению  пониженного настроения и избавление от отрицательных эмоций. Эта методика может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе в адаптационный  период, при коллективном прочтении книги.

            Музыкотерапия – очень важный метод использования музыкального произведения для нормализации расстройств нервной системы. В связи с тем, что в организме человека все процессы происходят ритмично, а при заболевании  этот ритм нарушается, то  музыка, как ритмичный раздражитель, помогает их стимулировать, настраивать и восстанавливать обычный здоровый ритм. Очень хорошее сочетание музыкотерапии  с ароматерапией.

          Ароматерапия – это мир окружающих нас запахов, наука и искусство влияния ароматов на психическое и физическое состояние проживающих. Её чаще всего используют на групповых занятиях. Ароматы повышают устойчивость к переутомлению, раздражительности, депрессии, помогают саморегуляции и совершенству личности.

          При посещении любого интерната всегда обращаешь внимание на многообразие в комнатах у проживающих детских игрушек (куклы, зверушки). Мы в интернате использовали метод куклотерапии как способ помочь  поступившему проживающему выразить себя в  новом коллективе, выбрав для себя роль одного из героев русских народных сказок: колобок, волк, медведь, лиса, заяц и т.д. При этом выбранный человеком персонаж работает как проективный  образ, помогая в раскрытии латентных свойств личности.

         Помимо психических нарушений, у  проживающих отмечались различные по характеру и степени выраженности аномалии развития и соматоневрологические расстройства, которые в еще большей степени ухудшают их психологическую адаптацию и социально-трудовой прогноз.

        Поэтому мы все эти расстройства разделили на две большие группы:

а) лица с врожденными аномалиями развития; включающие в себя анамалии развития костно-мышечной системы и опорно-двигательного аппарата, пороки развития сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции и аномалии развития органов зрения и слуха.

б) приобретенные поражения; включающие сосудистые нарушения в области нижних конечностей, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой и эндокринной системы, кожи.

       При этом у одного больного можно наблюдать несколько врожденных и приобретенных расстройств. Наибольшая частота сочетанных расстройств наблюдалась у больных с синдромом Дауна.

       Известно, что длительное нахождение в условиях пассивности, бездеятельности, в общении с себе подобными, в отрыве от здорового окружения, в условиях гиперопеки со стороны персонала интерната ведет к угнетению активности и тем самым тормозит развитие потенциальных возможностей проживающих.

       Если для  проживающих других нозологических форм (шизофрения, эпилепсия, органическое поражение головного мозга), имевших хотя бы какой-то жизненный опыт, длительное нахождение в условиях психиатрических стационаров (больница, интернат) ведет к возникновению и развитию явлений “госпитализма,” и как следствие, - снижение энергетического потенциала личности, то для контингента умственно отсталых – это форма пожизненного существования, а значит для психолога стоят совершенно другие задачи в плане разработки медико-психологических программ и форм психологической работы с проживающими.

         В своей работе мы руководствуемся положением отечественной психологии и психиатрии о том, что процесс формирования личности (его социализация), равно как и процесс реадаптации инвалида (ресоциализации), возможен только в ходе целенаправленной деятельности. В связи с тем, что само понятие “деятельность”  многопланова и выступает в различных формах, таких как “преобразовательная,” “целостно-ориентировочная“ и “коммуникативная,“ то применительно к проживающим интерната критерии оценки их деятельности это: отношение к окружающему, способность к самообслуживанию, способность усваивать трудовые навыки и участвовать в трудовом процессе.

        В своей работе мы исходим из того, что методологической основой современной концепции реабилитации явился так называемый “системный подход,” сущность которого сводится к тому, что любое явление или процесс рассматриваются как сложная система, все компоненты которой взаимосвязаны, а функции подчинены одной задаче –достижению конечной цели. С позиции системного подхода реабилитация – это система научной и практической деятельности, направленной на восстановление  и формирование личностного и социального статуса  проживающего в новых для него условиях, путем комплексного воздействия медицинских, социальных, психологических, педагогических, правовых и других методов и средств.

        Объектом реабилитации, в нашем случае, является личность проживающего, во всех её многообразных проявлениях и связях. Многообразные проявления, в данном случае, выполняют роль многочисленных психосоматических диагнозов, а связи – это остатки тех былых многочисленных социальных  коммуникативных связей, которые человек имел до помещения в стационар.

         Частичное или полное восстановление личностного и социального статусов не мыслимо без восстановления профессиональных навыков, но восстановление способности к профессиональному труду это всего лишь этап в процессе реабилитации, за которым следует восстановление социальной значимости проживающего, вначале в микросоциуме (в палате, в отделении), а затем - в коллективе и обществе. При таком понимании поставленных задач, реабилитация выступает как процесс развивающийся во времени. В этом случае понятие реабилитация приложимо ко всем формам лечебной и социально-восстановительной работы в условиях психоневрологических интернатов. 

         Особо хочется обратить внимание всего медицинского персонала и психологов на оказание психологической помощи родственникам проживающего в осознании и понимании происходящего, как в период адаптации к проживанию в интернате,  так и в последующий многолетний период проживания, с разъяснением симптомов и природы болезни этого периода жизни и возможностью обсуждения процесса  старения и умирания.

         Задачи психолога при работе с родственниками носят разноплановый характер: это и оказание эмоциональной поддержки, налаживание межличностных  отношений, обучение родственников адаптивно-коррекционному поведению с больным. Социальная поддержка родственников психически больного проживающего  включает целый комплекс мероприятий, касающихся проблем их самостоятельного проживания, интеграции с медицинским персоналом интерната в вопросах социальной адаптации, лечения и последующей реабилитации.

          Приступая к работе с проживающим, необходимо обсудить с человеком, осуществляющим уход за больным, все особенности характера поступившего, выделить поведенческие особенности, положительные качества и достоинства. Это поможет уменьшить иерархию задач в реабилитационный период и наметить ближайшую и отдаленную перспективу в индивидуальных и групповых взаимоотношениях. Если на начальных этапах госпитализации родственники еще проявляют какую-то заботу и внимание к своим членам семьи, то через некоторое время у некоторых родственников контакты становятся все более формальными, возникает психологическая отгороженность, усталость и безразличие, и посещение проживающих прекращается. Другой вариант – гиперопека, повышенный уровень требований, бесконечно задаваемые одни и те же вопросы относительно причины заболевания и “новых” методов лечения. Психолог должен разработать рекомендации для медицинского персонала по работе с проживающим и его родственниками, чтобы требования с их стороны, были адекватны состоянию и возможностям проживающего. При работе с конфликтными родственниками каждый медицинский работник должен показать свою заинтересованность в разрешении возникшего спорного вопроса, сохранять чувство собственного достоинства и защищать честь учреждения, в котором он работает, а при возможности информировать руководство и администрацию учреждения для локализации конфликта.    

 Выводы:

1. Правильная профилизация проживающих и четкая организация их режимов содержания способствует улучшению культурного обслуживания, позволяет расширить использование культурно-просветительных средств индивидуального и группового пользования, а также применение психологических методов, направленных на улучшение адаптации и реабилитации.

 2Применительно к проживающим с выраженными дементными состояниями, наиболее эффективными являются индивидуальный и коллективный (групповой) способ проведения трудовых процессов из 4-5 человек, когда каждый выполняет индивидуальное задание, состоящее из одной или нескольких (2-3) операций, одного и того же вида работы. В подобных случаях положительную роль играют элементы наглядности и подражания. Понимая, что соседи выполняют аналогичную работу, больные становились спокойнее, более общительными, улучшался контакт между ними, что способствует восстановлению социальных связей, утраченных проживающими в процессе длительного заболевания и лучшей адаптации.

3. Проведение реабилитационных мероприятий с проживающими способствует выработке правильного режима распределения времени в течение дня, улучшает ориентировку  больных во времени, месте и окружающей обстановке. Все это упорядочивает поведение проживающих, делает их более собранными  и  опрятными, что в свою очередь облегчает работу персонала по привитию им санитарно-гигиенических навыков и элементов самообслуживания.

4.  Процесс общения с родственниками проживающего, реализуется на нескольких уровнях а) деловой уровень – в рамках профессиональной компетентности и принятых медицинских нормах б) информационный уровень – включает все сведения, которые врач может сообщить родственникам в настоящее время, при достигнутом уровне доверия в) уровень действия – тесно связан с предыдущими двумя и предполагает совместное общение в процессе оказания ухода и лечения проживающего.      На этом уровне, как и на предыдущих, очень  важно проявлять к родственникам искренность, заботу и внимание г) духовный уровень – уровень межличностных отношений с родственниками предполагает стремление достигнуть полного взаимопонимания и сопереживания, когда возможно обсуждение самых сокровенных надежд, желаний и сомнений, ожидания эффекта от лечения и прогноза на будущее.